Четверг, 21.11.2024, 10:21

Музей истории села Эдиссии

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Зал Этнографии

     
    Экспонаты зала этнографии
    Красный угол
    Красный угол у наших предков  являлся самым почетным  местом в доме.   Основным украшением   являлась  божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще «святым». Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу.  Само  название "красный" означает "красивый", "светлый". У эдиссийцев  был распространен обычай при закладке дома, класть деньги под нижний венец  во все углы, а под красный угол клали более крупную монету. Главное украшение красного угла составляли иконы. Иконы ставились на полочку  называемый  божницей.  Такого рода  полочка  была  распространена  во всех  эдиссийских  домах,  иконы должны были стоять, а не висеть в углу дома.  Наши  прародители  украшали  красный  угол  в виде птицы-голубя, так как  образ голубя   символизирует  Святой Дух.  Так, главным оберегом  эдиссийского  дома  являлись красный угол и  икона
    Печь

     Печь была неотъемлемой частью жилища. Если в доме не было печи, он считался нежилым.  По эдиссийским  поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый или своенравный и опасный.  На печи  спали старые  да малые, это самое почетное  место. Молодежь спала на лавках, сундуках, и даже на полу. В печи готовили пищу, корм скоту, томили молоко, пекли хлеб, а в подпечке зимой держали кур. Часть избы от устья, где готовили женщины пищу, называлась печным углом, и  считался он грязным местом, поэтому  наши прабабушки  отделяли его занавесом.  Во время праздников, у печи ставился  второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин.  Мужчины  даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину, а появление постороннего мужчины считалось вообще недопустимым. Таким образом, печь была  вторым по значению "центром святости" в доме - после красного Божьего угла.

    Полотенце

    Для  праздничного убранства  дома,  наши прабабушки использовали полотенца  из  белой ткани домашнего производства, отделанное вышивкой, узором, кружевом. Полотенца  вывешивались на стены к большим праздникам. Полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Их было принято демонстрировать  родственникам  мужа на второй день свадьбы. Молодая жена развешивала полотенца в доме поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться  на ее работу.    Современные модельеры создают замечательные вещи на основе народных традиций. Не знаю, стану ли я модельером, но то, что, сейчас  я осваиваю технику вязания крючком, мне очень интересно, и я мечтаю  связать красивый кружевной  воротничок .
    Сундук
     
    Я открываю бабушкин сундук,
    С волненьем, с радостью смотрю в него как в сказку.
    Передо мною развернулось вдруг
    Простое  сельское  богатство:
    Я узнала, что сундуков в доме  было не один, а несколько, и что юная  девушка  должна была собрать  для приданого целый сундук  вещей  ручной работы. Сундук – это предмет эдиссийского быта, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших прабабушек и прадедушек. Он пришел в нашу жизнь из  вчерашнего дня,  и как мы видим, живёт  и сегодня.
    Прялка
     
      
     
    Наши предки носили домотканую одежду - льняную или шерстяную. Но чтобы сшить ее, надо было сначала напрясть нити. Женихи дарили прялки  своим невестам.  Прялки служили украшением дома, их ставили на самое  видное место.  На второй день свадьбы свекровь во время утренних хозяйственных заданий поручала невесте спрясть нитку, а в течение специальной «прядильной недели» Великого поста молодицу приучали к новой жизни в кругу женской родни мужа. Долгими  зимними  вечерами наши прабабушки собирались у одной из соседей, пряли, пели песни,  рассказывали о новостях села. Девочек уже с пяти лет  приучали прясть, а первую спряденную нить мать берегла  до ее свадьбы. В день свадьбы  мама опоясывала  свою дочь этой  нитью, как оберег от сглаза и порчи. 
    Люлька
     
    Люлька-это своеобразная колыбель-качалка для укачивания детей. В эдиссийских семьях такую кроватку делали из дерева, чётко по размеру родившегося ребёнка. «Чёч» всегда имела форму для туго спеленатого малыша, его заказывали хорошему мастеру с добрым сердцем. От Люльки – «чёч»  идут две  верёвочки с петлёй, которая  подвешивается  на крючок,  вбитый  в потолок. Люльку подвешивали  высоко, по  эдиссийским поверьям  в состоянии приподнятости ребёнок растёт лучше, так как находится  под  покровительством небесных сил, да и выше - теплее в жилище. Внутри люльки клали обереги-маленькие иконки, кресты, гребни, ячменное зерно. Под подушку малыша клали ножницы, чтоб малыша оберечь от злых снов. При рождении следующего ребёнка, старшего клали в общую кровать. Отдельных кроватей  у детей не было, поэтому они спали все вместе  рядышком. А новорождённый спал в люльке – «чёч». Таким образом, дети спали  в люльке до 2-3 лет пока считались грудными. Из бабушкиных рассказов, я узнала, что в старину для детей соской служил смоченный  в сладкой водичке хлеб - завороченный в тряпочку. По рассказам бабушек села, пустую люльку качать строго запрещалось, считалось, что у ребёнка может  заболеть животик. Глядя на этот старинный экспонат музея  люльку – «чёч», никто не сомневается, что ему уже более полвека. И сколько  детишек  новорождённых  приняла она  и сколько из них уже вырастила.
     
     Фотографии с музейных уроков и экскурсий